В
Петергофе архитектурная мастерская «Студия 44» этим летом закончила
строительство нового четырехзвездочного отеля. Решенный как небольшой
уютный квартал, он идеально вписан в природный и культурный ландшафт
этого одного из самых знаменитых пригородов Санкт-Петербурга.
Объект: Четырехзвездочный отель «Новый Петергоф»
Адрес: Россия, Санкт-Петербург. С.-Петербургский пр., 40/16
Авторский коллектив:
Архитекторы: Никита Явейн, Владимир Зенкевич, Виталий Антипин, Григорий
Иванов, при участии Елены Логиновой, Яны Реут, Анастасии Скорик, Петра
Шлихтера.
Конструкторы: Ирина Ляшко, Ирина Грачёва, Ирина Никулина, Наталья Просветова. ГИП: Владимир Кремлёвский
Отель
«Новый Петергоф» – первый (а теперь, возможно, и последний)
инвестиционный проект компании «Интеко» в Санкт-Петербурге. И хотя
местные жители называли стройку не иначе, как «батуринской», следует
признать, что в Петергофе этот девелопер вел себя куда более тактично по
отношению к окружающей застройке, чем, скажем, в той же Москве. Не в
последнюю очередь он обязан этим выбранному архитектору – «Студия 44»
славится своим бережным подходом к наследию.
«Под
строительство гостиницы на 150 номеров был отведен участок в самом
центре Петергофа, поблизости от входа в Верхний (партерный) парк
дворцово-паркового ансамбля, – вспоминает Никита Явейн. – Конечно, в
этой зоне действует строгий регламент в части габаритов вновь возводимых
зданий, но для нас был важен не только охранный режим, но и
непосредственное окружение будущего отеля. В частности, в зоне прямой
видимости – собор Св. апостолов Петра и Павла, построенный в
«древнерусском» стиле, и деревянные особнячки бывшей усадьбы Хрущева на
берегу старинного Ольгина пруда. Эта ситуация обязывала нас к
деликатности, и мы потратили немало времени на то, чтобы найти
оптимальное решение».
Техническое
задание предписывало архитекторам спроектировать отель на 150 номеров.
Это не так уж много, если решать гостиницу как высотку или пару-тройку
«сундуков», соединенных между собой общим стилобатом или
галереями-переходами. Однако в случае с Петергофом подобный гигантизм не
подходил категорически, и архитекторы с самого начала понимали: им
предстоит придумать принципиально иную структуру, дробную и
мелкомасштабную. Грубо говоря, одну большую «коробку» им следовало
разобрать на
несколько маленьких, так чтобы затем распределить их по самым укромным
уголкам существующего ландшафта. Однако на этом авторы не остановились:
каждому из корпусов была придана сложная восьмиугольная форма.
Получившиеся кубы со срезанными углами, с одной стороны, более динамичны
и активнее взаимодействуют со своим окружением, а с другой
воспринимаются как современная реплика на тему восьмиугольных же в плане
приделов расположенного по соседству храма.
Заветное
число 150 архитекторы в конце концов разделили на шесть – именно такое
количество корпусов получилось идеально «подогнать» под требования уже
упомянутого регламента: длина каждого из зданий не должна была превышать
30 метров, а высота – 12-ти. Со стороны улицы все корпуса выглядят как
двухэтажные домики с мансардами, причем их первые этажи облицованы
натуральным камнем, вторые – деревом, а кровли выкрашены в зеленый цвет,
словно растворяющий постройки с окружающей их парковой зоне. На
территории самого комплекса также немало зелени, в частности, с улицы во
внутренний двор ведут многочисленные озелененные пандусы,
подсказывающие внимательному наблюдателю, что первый этаж – это на самом
деле общий для всех домиков стилобат. 
В нем архитекторы собрали все «общественные» функции гостиницы – зону
ресепшен, административно-служебные помещения, ресторан, кафе,
фитнес-центр и конференц-зал, – а для того, чтобы сделать их достаточно
светлыми и освещенными, между жилыми корпусами размещены стеклянные
конусы световых фонарей. И вновь налицо тонкая аллюзия с псевдорусским
стилем и столь характерными для него пирамидками и шатрами. Выстроенные
по одной прямой, фонари подчеркивают ось внутренней улицы гостиничного
комплекса, ориентированную на собор. Их основания выкрашены в тот же
зеленый цвет, что и кровли жилых корпусов, и визуально это еще больше
скрадывает габариты постройки.
Этого же эффекта позволяет добиться и выбор фасадных материалов. Облицованные тонкой деревянной рейкой,
гостиничные корпуса приобретают характер небольших парковых построек. А
на то, что это современные постройки, недвусмысленно указывают
многочисленные мансардные окна, придающие кровлям домов забавное
сходство с механизмами, например, шестеренками.
Отель
«Новый Петергоф» – пример не только деликатной по отношению к
памятникам, но и экологичной архитектуры. Частично «закопанный» в землю
(о наличии вместительного паркинга с улицы догадаться невозможно) и
озелененный, отделанный натуральным камнем и деревом и рационально
использующий естественное освещение, он соответствует стандартам
«зеленого» строительства, что не так давно было подтверждено Золотым
дипломом конкурса GREEN AWARDS. Впрочем, сами архитекторы хоть и
гордятся тем, что в проекте удалось использовать самые передовые
технологии, но главным считают то, что отель в точности повторяет масштаб сложившейся застройки Петергофа и смог вдохнуть новую жизнь в центр этого города.
автор текста: Анна Мартовицкая
http://agency.archi.ru/
|