Концепцию
реконструкции здания Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки в этом
году разработала архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры».
Помимо расширения существующего здания, данный проект предусматривает
строительство нового фондохранилища, чей объем решен в подчеркнуто
современной стилистике.
Объект:
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции
основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с
реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и
лекционно-концертными залами
Адрес: Россия, Москва.
Авторский коллектив: В.С. Лабутин, Н.М.Хайкина, А.Г.Шилова, Д.Д.Петрова, О.В.Пономаренко
Через
два года Государственный центральный музей музыкальной культуры имени
М.И. Глинки будет отмечать свое 100-летие, и именно к этой замечательной
дате планируется приурочить расширение его владений.
Сегодня
музей, чьи фонды насчитывают более миллиона единиц хранения
(музыкальные инструменты, коллекция живописи, авторские рукописи, личные
вещи композиторов и исполнителей и многое другое), обитает в специально
построенном для него в 1985 году здании, спроектированном известным
советским архитектором Иосифом Ловейко. Оно представляет собой
характерный образец модернизма середины 1960-х годов. Лапидарный
прямоугольный объем, главным фасадом обращенный к улице Фадеева,
претерпел с того времени существенные изменения, но главным акцентом
оштукатуренной плоскости фасада по-прежнему остается витраж из цветного
литого стекла работы мастеров под руководством художника К. Маркунаса
из Литвы. К главному фасаду примыкает скульптурная композиция – звонница
с колоколами из музейного собрания. Один из них – из церкви села
Новоспасское, где родился великий композитор, чье имя носит музей. Если о
стилистике этого здания можно спорить, то его состояние, техническое
оснащение, решительно оставляют желать лучшего. Музею остро не хватает
помещений для хранения коллекций, отсутствуют грузовые лифты для
перемещения экспозиционного оборудования и музейных предметов, габариты
лестничных маршей не соответствуют нынешним нормам,
не функционируют кондиционеры – необходимый для хранения уникальных
экспонатов температурно-влажностный режим не соблюдается. Помещение, в
котором хранятся произведения русской и советской живописи, находится в
подвале, в не оборудованной и не предназначенной для этого зоне. Иными
словами, необходимость реконструкции назрела давно, и приближающийся
юбилей как нельзя кстати.
Предпроектное
предложение по реконструкции музея, выполненное ООО «АМ СК и П», стало
одной из составляющих концепции развития музея до 2014 г. Забегая
вперед, нужно отметить, что она была единодушно утверждена Коллегией
Министерства культуры РФ. Большая заслуга в этом принадлежит директору
музея, Михаилу Аркадьевичу Брызгалову и его коллективу единомышленников,
одержимых идеей расширения музея. Архитекторы получили детально
разработанное задание на проектирование, основанное на скрупулезном
изученном анализе состояния музея и всех его потребностей. Нельзя не
отметить огромную важность контактов авторов предпроектного предложения с
руководящими работниками музея – Владимиром Владимировичем Лисенко,
Кариной Сергеевной Баласанян, Юрием Самуиловичем Беленьким, Еленой
Всеволодовной Батовой, Ниной Владимировной Милешиной и многими другими.
«После беглого знакомства с уникальной коллекцией Музея музыкальной культуры я сразу же воспринял проблему и желание
музейщиков сделать все возможное для того, чтобы она стала более
доступна для посетителей, – рассказывает главный архитектор проекта
Владимир Лабутин. – Именно поэтому реконструкцию музея мы с самого
начала рассматривали, как возможность превратить его в
многофункциональный культурный центр с достаточными площадями для
постоянных и сменных экспозиций, современным фондохранилищем,
несколькими концертными залами и библиотекой». Однако архитекторам
предстояло одинаково виртуозно вписаться не только в более чем скромный
по своим параметрам участок, но и в весьма ограниченный бюджет. Кроме
того, практически вплотную к музею, на площадке, ограниченной
Пыхов-Церковным переулком и улицами Фадеева и Долгоруковской, по проекту
Михаила Филиппова возводится элитный жилой комплекс. Многоэтажные
корпуса «Итальянского квартала» занимают огромную площадь и образуют
нечто подобное римскому амфитеатру. При таком прессинге масштаба в
распоряжении музея остается всего ничего – узкая полоска земли между
зданием Ловейко и внутриквартальным проездом.
Работу
над проектом нового фондохранилища команда Владимира Лабутина начала с
тщательного анализа того, что в принципе может быть построено на столь
скромном участке. Детально изучалась и допустимая высотность нового
здания музея – она не должно была ухудшать расчетную инсоляцию
строящегося жилья. Габариты и форма объема выверялись с хирургической
точностью: где-то от условного параллелепипеда архитекторам пришлось
отсечь и скруглить углы, а где-то, наоборот, воспользоваться
возможностью выдвинуть дополнительный блок. Получившееся в результате
столь сложных изысканий фондохранилище и само внешне напоминает
головоломку. В плане оно имеет форму многоугольника, своей единственной
прямой стороной примыкающего к существующему зданию музея, а пластика
этого объема будит ассоциации то ли с гигантским валуном, то ли с
затейливо ограненным алмазом. «Получив такую форму, мы не стали ей
сопротивляться, решив,
что новое здание станет краеугольным камнем, заложенным в основание
нового, современного этапа развития музея»,– поясняет концепцию автор
проекта. В соответствии с этим образом выбран и материал – фасады
фондохранилища предполагается облицевать листами из медного сплава, чья
терракотово-бурая гамма подчеркивает и «природное происхождение», и
драгоценность «камня».
Севший
на свободный участок музейной территории, новый объем, как уже
говорилось, вплотную примыкает к существующему зданию. Правда, на
нулевом уровне между ними имеется проезд, необходимый для
транспортировки и загрузки экспонатов, но выше – здания связаны системой
переходов и лестниц. Отметки связей (в старом здании их после
реконструкции будет пять, в новом – семь) не совпадают, поэтому в этой
части комплекса предусмотрен специальный грузовой лифт, способный
останавливаться на любой отметке. К слову, в существующем здании
предполагается заменить все вертикальные коммуникации: в нем появится
четыре новых лифта и два новых лестничных блока, пристроенных к боковым
фасадам. За счет существующего технического этажа авторы проекта
предполагают надстроить музей двумя этажами, на которых разместится
новое экспозиционное двусветное пространство. На втором и третьем этажах
при этом останутся постоянные экспозиции, а на первом, помимо основных
помещений входной группы и отдела научно-просветительской работы,
появятся киоски и кафе.
Сохранится в музее и Прокофьевский концертный зал, для которого мастерская разработает новые интерьеры. Еще два зала
будут спроектированы в новом здании – малый органный (музею принадлежит
орган работы выдающегося немецкого мастера Ф. Ладегаста, ранее
звучавший в Малом зале Московской консерватории) и лекционно-концертный
на 400 мест. Интересно, что оба они расположатся на отметке общей для
двух зданий, так что из залов через фойе можно будет перейти в уже
упоминавшиеся двусветные выставочные залы.
Один из боковых фасадов нового корпуса, отвернувшийся от
«Итальянского квартала», антресолью нависает над декоративным бассейном,
визуально обогащая и расширяя пространство, на которое будут обращены
окна библиотеки и аудиотеки музея.
Проект
реконструкции предусматривает не только перепланировку внутренних
помещений музейного здания, но и новый вариант отделки его фасадов. В
частности, «плиту» главного фасада Владимир Лабутин предлагает
«задрапировать» в стеклянное складчатое ограждение. При этом, стремясь
сохранить «память места», он оставляет существующую супрематическую
графику Ловейко и дополняет ее изображениями музыкальных инструментов.
Сохраняется и звонница с колоколами.
Ее предлагается облицевать мелкоразмерной цветной мозаичной плиткой,
которая смягчит брутальность скульптурной композиции, а самим колоколам
архитекторы мечтают вернуть возможность звучать. И в этой детали, как в
капле воды, отражается главная идея данного проекта – раскрытие
потенциала богатейшей коллекции Музея музыкальной культуры, способной
сделать его востребованным культурным и просветительским центром Москвы.
Автор текста: Анна Мартовицкая
|