Не
так давно первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин объявил о том,
что в конце ноября начнутся монтажные и отделочные работы в подземном
репетиционном зале Большого театра, который строится по проекту
архитектурной мастерской Павла Андреева.
Объект: Подземная часть зрительской зоны Большого театра
Адрес: Россия, Москва
Главный архитектор проекта: А.Н. Бутырин
Подземный
зал – новая площадка, которая позволит Большому театру проводить
репетиции музыкальных коллективов любого состава, включая совместные
репетиции симфонического оркестра и хора. Изначально планировалось, что
зал, расположенный на 15-метровой глубине, станет местом проведения не
только репетиций, но и концертов, однако позже от этой идеи отказались.
Основными аргументами «против» стали соображения безопасности зрителей.
Полтора года назад тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков подверг проект
подземного репетиционно-концертного зала, выполненный ЗАО
«Курортпроект», резкой критике и дал распоряжение подключить к работе
над ним «Моспроект-2». Архитектору Павлу Андрееву (под руководством
которого велось строительство первой очереди – новой сцены ГАБТ) было
поручено разработать предложения и проект интерьеров новой зрительской
зоны в подземной части под аванплощадью Большого театра для размещения
нового фойе и репетиционного зала. Впрочем, этим участие мастерской
Андреева в проекте реконструкции знаменитого театра не ограничилось.
«В
результате анализа уже реализуемого проекта нами был сделан ряд
предложений по изменению планировочной структуры подземной части,
изменению и упорядочиванию движения зрителей, – рассказывает Павел
Андреев. – Работа велась параллельно со строительством, выполняемом в
этой зоне СУ 155, что стало непростым испытанием для всех участников
проектирования, потребовав понимания, терпимости, проявления истинного
профессионализма. Огромная заслуга в том, что все получилось,
принадлежит нынешнему руководителю авторского коллектива архитектору
Юрию Стефанчуку и тогдашнему руководителю строительства Якову
Саркисову».
Работа
над проектом подземного репетиционного зала с самого начала строилась
если не на конфликте интересов, то на постоянном противопоставлении двух
разных точек зрения на то, какова приоритетная функция этого
пространства. В частности, представителям городских властей казалось,
что оно, в первую очередь, должно служить репрезентативным фойе для
проведения важных мероприятий государственного и местного масштаба,
тогда как руководство театра видело в нем, прежде всего, репетиционный
зал, позволяющий, помимо прочего, вести профессиональную звукозапись.
«Когда мы пришли на этот объект, ситуация там была едва ли не аховая,
– вспоминает Павел Андреев. – Заказчик в ужасе хватался за голову, так
как должен был вести строительство, но принял объект от предшественника в
тяжелейшем состоянии проваленных сроков, отсутствия проекта,
согласований, смет… Генеральному проектировщику тоже приходилось
несладко – он с трудом разбирался в разных версиях проекта, соединяя
отдельные работы по сценической, исторической и подземной части,
выполненные субподрядчиками, не связанными друг с другом договорами. И
тут добавился еще и «Моспроект
2» со своими идеями по трансформации подземного пространства и
превращения его в автономный комплекс, который, с одной стороны,
дополнит театр новым общественным пространством, соответствующим
мировому статусу Большого, его функции «императорского» театра, а с
другой, обеспечит комфортное и безопасное пребывание не менее 300
посетителей, к услугам которых будет не только трансформируемый
концертный зал, но и весь комплекс «сервисов» – гардеробы, буфеты, даже
конференц-зал».
Работа
над проектом была начата с изменения планировочной структуры подземной
части. Архитекторы дифференцировали зрительские потоки и организовали
доступ в подземную часть как из главного вестибюля ГАБТа, так и
непосредственно со стороны улицы Петровки и Щепкинского проезда. Новое
фойе расположено на глубине 8 метров и с уровнем входа связано с помощью
лестниц, лифтов и эскалаторов, обеспечивающих обслуживание посетителей и
организацию различных мероприятий не только до или после спектакля, но и
параллельно с ними, будь то торжества, презентации или выставки.
Обособленное
ранее пространство репетиционного зала теперь трансформируется с
помощью мобильных звукоизолирующих перегородок и планшета, разделенного
на ряд сегментов и тем самым позволяющего варьировать уровень и
«профиль» концертной площадки, создавая необходимые условия для
размещения большого оркестра, амфитеатра для хора или зрительских рядов с
креслами. Специальное механическое оборудование, разработанное
московскими инженерами, позволит не только осуществлять подобное
«перевоплощение» максимально быстро, но и сделает его абсолютно
безопасным для зрителей – при изменении уровня пола синхронно
выдвигающиеся барьеры исключат возможность падения человека в
образующийся провал.
Следуя за конструкцией перекрытия аванплощади театра, центральная
часть фойе, в плане напоминает раскрытый веер, а полуциркульная
трансформируемая площадка, ограниченная расположенным по окружности
колоннами, вызывает к памяти классические образы греческого и римского
театров с открытой сценой. Особое внимание при проектировании этого
пространства архитекторы уделили мероприятиям по подавлению подземных
вибрационных шумов, передающихся от метро через строительные
конструкции, и акустической обработке внутренних поверхностей,
разработанных при участии немецких инженеров.
то
же касается интерьеров репетиционного зала, то они были разработаны
мастерской еще в мае 2009 года и выбраны руководством театра из числа
других предложений. Их основной темой стал раздвинутый занавес,
открывающий стены домов, похожих на ренессансные римские палаццо. Тем
самым, как поясняет Павел Андреев, создается пространство, в котором,
собственно, и было рождено театральное действо. «Когда-то естественными
декорациями для него служили здания, перспективы улиц и площадей
итальянских городов, впоследствии многократно перенесенные в архитектуру
театральных зданий и сами зрительные залы многих стран», – говорит
архитектор. Цветовое решение интерьеров традиционно для Большого театра –
это светлая бежево-золотистая гамма. Ввиду того, что горючие материалы
запрещены к использованию в подземном пространстве, применяется
натуральный камень (гранит, мрамор, травертин), а также декоративная
штукатурка разной финишной отделки, имитация буазери.
Итак,
подземный зал напоминает глубоко ушедшую под землю сцену классического
театра; скорее ренессансного, чем античного, хотя для античного
оказаться под землей, конечно, естественнее. Таким образом архитектор
оказывается в рамках темы «конструирования руин», в последние 20 лет
популярной среди московских классиков. В данной ситуации это логично:
архитектор метафорически «откапывает» в подклети Большого классические
корни его искусства в виде его фигурального (то есть ранее никогда не
бывшего) театра-предшественника.
Напомним, что Павел Андреев далеко не впервые сталкивается с важными
памятниками архитектуры Москвы: именно ему, в частности, принадлежат
проекты контекстуальных реконструкций в историческом центре Москвы, а
также работы по реставрации и реконструкции ГУМа и Манежа.
Автор текста: Анна Мартовицкая
http://www.archi.ru/
|