Наиболее часто граждане
Республики Беларусь сталкиваются с законодательством в сфере охраны
историко-культурного наследия в случае покупки либо продажи
недвижимости, расположенной в центре крупных городов страны. Как
правило, до этого большинство собственников не подозревает, что здание, в
котором находится принадлежащая им недвижимость, является
историко-культурной ценностью.
Статус
историко-культурной ценности придается наиболее значимым памятникам
архитектуры и истории, которые имеют отличительные исторические,
духовные и документальные черты. Правовое регулирование в отношении
материальных объектов с таким статусом, а также предложенных к приданию
статуса, в том числе порядка их отчуждения, обеспечено Законом
Республики Беларусь от 9 января 2006 года «Аб ахове гісторыка-культурнай
спадчыны Рэспублікі Беларусь». Названным Законом установлен порядок
внесения предложений, придания и лишения статуса историко-культурной
ценности Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствии с
Законом памятники, которым придан статус историко-культурной ценности,
включаются в Государственный список историко-культурных ценностей,
ведение которого осуществляет Министерство культуры Республики Беларусь.
В настоящее время в Государственном списке насчитывается 4799
материальных недвижимых историко-культурных ценностей, из которых 1592
памятника архитектуры и 11 градостроительства.
В городах в
отличие от более мелких населенных пунктов отмечены различные виды
историко-культурных ценностей: одиночные, комплексы, ансамбли и т.д.
Как
правило, самым объемным объектом наследия является исторический центр
города. В Государственном списке представлено 10 таких
историко-культурных ценностей, в городах Минск, Брест, Витебск, Могилев,
Гродно, Пинск, Кобрин, Заславль, Мозырь, Полоцк. В составе
исторического центра обычно размещаются до двухсот зданий, являющихся
историко-культурными ценностями без категории (в г.Минске – 167). Для
обозначения историко-культурной ценности на них размещаются охранные
доски единого образца, в виде барочного щита с гербом Республики
Беларусь и текстом соответствующим государственному списку.
В
соответствии с вышеназванным Законом историко-культурные ценности могут
находиться в собственности Республики Беларусь,
административно-территориальных единиц Республики Беларусь, юридических и
физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Вместе с
тем, Кодексом Республики Беларусь «О земле», принятым в 2008 году,
определено понятие «земли историко-культурного назначения», к которым
относятся «земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых
материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов».
Статьей 13 Кодекса установлено, что земли историко-культурного
назначения могут находиться только в собственности государства.
Следует
отметить, что в месячный срок с момента вступления в права
собственности на историко-культурную ценность либо придания ей подобного
статуса собственник обязан подписать охранное обязательство, в котором
перечислены его обязанности, в том числе и при проведении работ на
историко-культурной ценности. В случае приватизации – охранное
обязательство подписывается до регистрации права собственности.
На
здания, включенные в Государственный список под отдельным шифром либо
входящие в состав комплексных историко-культурных ценностей,
подписываются охранные обязательства основным собственником, как правило
ЖРЭО или ЖЭС, а также собственниками помещений и квартир, как отдельных
объектов недвижимости.
Если собственник не подписал охранное
обязательство в месячный срок с момента приобретения историко-культурной
ценности, то данная сделка в установленном порядке может быть признана
ничтожной. Кроме того, отсутствие охранного обязательства при
последующем отчуждении историко-культурной ценности может привести к
проблемам при оформлении документов и затягиванию сроков проведения
сделки, и, как следствие, к финансовым потерям.
В соответствии с
Законом собственник историко-культурной ценности обязан обеспечивать ее
сохранность и доступ к историко-культурной ценности специалистам,
которые с разрешения Министерства культуры имеют право на ее изучение, а
также на срок не менее чем шесть месяцев в течение каждых десяти лет –
гражданам. Также Законом установлено, что если материальный объект,
являющийся историко-культурной ценностью, по своему происхождению или
содержанию связан с определенным физическим лицом или его
непосредственными предками (на протяжении не более чем двух поколений),
это физическое лицо имеет право обусловить недоступность
историко-культурной ценности для публичного осмотра при его жизни или на
иной срок, который не превышает этого времени.
Обо всех
обстоятельствах, которые угрожают историко-культурной ценности
собственнику необходимо сообщать в Министерство культуры.
Также
собственнику запрещено уничтожать историко-культурную ценность,
допускать причинение ей вреда, изменение и проведение работ без
разрешения Министерства культуры. Кроме того, нельзя менять
местонахождение историко-культурной ценности и вывозить за границы
Республики Беларусь на постоянное хранение (в отношении движимых
историко-культурных ценностей), а также передавать историко-культурную
ценность во владение и (или) пользование Вооруженных сил Республики
Беларусь, иным воинским формированиям. В числе ограничений – отчуждение
или иная передача права собственности на историко-культурную ценность
без согласования с Министерством культуры.
Следует отметить, что
в предыдущем Законе был заявительный принцип отчуждения
историко-культурной ценности, то есть нотариальная контора, после
проведении сделки извещала об этом Министерство культуры. Однако так как
не все нотариусы выполняли данную функцию, а большинство собственников
после сделки не подписывали охранное обязательство, в новом Законе
процедура была изменена.
В отношении продажи доли в общей
собственности на историко-культурную ценность остальные участники
долевой собственности имеют приоритетное право приобретения этой доли по
цене, за которую она продается. В случае их отказа или невозможности
прибрести составную часть историко-культурной ценности при ее
приобретении приоритетное право имеет государство. То есть собственники
квартир и помещений в здании, являющемся историко-культурной ценностью
имеют приоритетное право приобретения недвижимости, которая расположена в
данном здании, по цене продажи.
Хотелось бы отметить, что
несообщение Министерству культуры о сделках купли-продажи, дарения и
иных случаях передачи прав собственности на историко-культурной ценности
в соответствии со статьей 19.6. Кодекса Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях» предусмотрена ответственность в виде
наложения штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Кроме
того, подобное не выполнение положений Закона является основанием для
приостановления льгот по платежам за землю и налогу на недвижимость,
которые предусмотрены Законами Республики Беларусь «О платежах за землю»
и «О налоге на недвижимость».
|